1) Обоснуйте необходимость системы социальных ценностей для формирования личности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Кто является агентами вторичной социализации? (Назовите любых трёх агентов вторичной социализации.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему социализирующую роль каждого из указанных в пункте 2 агентов вторичной социализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)
Ответ
- Необходимость системы социальных ценностей для формирования личности
Система социальных ценностей играет критическую роль в формировании личности, поскольку она предоставляет основу для развития моральных установок, поведенческих норм и идентичности.
Социальные ценности служат в качестве «компаса», направляющего индивидов в их повседневных выборах и взаимодействиях, обеспечивая таким образом социальную координацию и порядок. Они способствуют социальной интеграции, помогая индивидам понимать и принимать общепринятые правила и ожидания, что является ключевым для успешного взаимодействия в обществе.
Кроме того, ценности формируют основу для развития сознательного, ответственного поведения, способствуя развитию самосознания и самооценки. В контексте социального развития, ценности обеспечивают стабильность и предсказуемость, что важно для создания доверия и взаимопонимания между людьми. Таким образом, без системы социальных ценностей процесс формирования личности был бы хаотичным и непредсказуемым, что затруднило бы социальную адаптацию и развитие индивидуальных качеств.
- Агенты вторичной социализации
Агентами вторичной социализации являются:
- Образовательные учреждения (школы, университеты)
- Средства массовой информации
- Рабочие коллективы
- Примеры социализирующей роли агентов вторичной социализации
- Образовательные учреждения: Школа играет важную роль в социализации, предоставляя не только академические знания, но и уча способам социального взаимодействия. Например, учащиеся учатся работать в группе над проектами, что способствует развитию навыков коммуникации, взаимопомощи и умения договариваться. Школа также вводит понятие социальных ролей и ожиданий через разделение на учителей и учеников, практикуя уважение и подчинение правилам.
- Средства массовой информации: Телевидение, интернет и социальные сети могут значительно влиять на взгляды, убеждения и поведение. Например, подростки могут подражать образам жизни и моделям поведения, которые они видят в популярных телешоу или блогах, что способствует формированию их собственных представлений о социальных нормах, моде, политике и даже о мировоззрении.
- Рабочие коллективы: Работа предоставляет взрослым возможность дальнейшей социализации через адаптацию к корпоративной культуре и взаимодействие с коллегами. Например, новый сотрудник учится нормам и ценностям организации, принимая участие в корпоративных мероприятиях, общениях и проектной работе. Это не только способствует профессиональному росту, но и формирует социальные связи и понимание важности командной работы и корпоративной ответственности.