Две России в поэме Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «Живые» души в поэме Гоголя

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "Живые" души в поэме Гоголя Сочинение

Сочинение 1

Поэма Николая Гоголя «Мертвые души» занимает особое место в литературном наследии России. Это произведение, глубоко пронизанное иронией и сатирой, одновременно является мощным обличением и исследованием русской души того времени. В центре сюжета – Чичиков, мелкий помещик, который стремится обогатиться необычным способом: путем покупки умерших крестьян, или «мертвых душ». Через эту казусную ситуацию Гоголь раскрывает два противоположных образа России: один – темный, застойный, обремененный коррупцией и моральным упадком, а другой – светлый, полный надежд и стремления к обновлению.

«Мертвые души» символизируют ту часть российского общества, которая утратила живые чувства и нравственные ориентиры. Это мир помещиков, образ жизни которых определяется бездействием, праздностью и эгоизмом. Гоголь мастерски изображает портреты таких персонажей, как Манилов, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин, каждый из которых вносит свой вклад в мрачную картину «мертвой» России. Эти фигуры, будучи лишены всякой жизненной энергии и искренних стремлений, олицетворяют моральное и духовное упадничество.

В то же время, в поэме присутствует и другая Россия – «живая», которая хранит в себе потенциал к возрождению и обновлению. Это мир простых людей, крестьян, чья жизнь не лишена тяжелых испытаний, но в которой еще живы подлинность, честность и трудолюбие. Гоголь не идеализирует крестьян; он показывает их жизнь такой, какая она есть, с ее трудностями и радостями, однако в этих «живых душах» он видит источник искренности и человечности.

Заключительная сцена поэмы, где изображена мчащаяся русская тройка, символизирует неуловимый дух России и ее неопределенное будущее. Этот образ наполнен двойственностью: с одной стороны, он воплощает стремление к свободе, энергию, направленную вперед; с другой – оставляет вопрос о направлении этого движения открытым. Гоголь оставляет задуматься о том, к каким переменам может привести это стремительное движение – к обновлению или же к новым разочарованиям.

Таким образом, «Мертвые души» Гоголя представляют собой глубокую философскую медитацию о России, о ее противоречиях и возможностях. Поэма заставляет размышлять о моральных выборах, которые стоят перед каждым человеком и перед обществом в целом. Гоголь, через своих персонажей и сюжетные повороты, задает вопросы о ценности человеческой души, о смысле жизни и о том, что в конечном итоге составляет основу здорового общества.

В этой двойственности образов «мертвых» и «живых» душ скрыто глубокое символическое значение, указывающее на вечный конфликт между материализмом и духовностью, между эгоизмом и альтруизмом. Гоголь показывает, что путь к истинному возрождению лежит через очищение и самопознание, через отказ от ложных ценностей и возврат к истинным человеческим ценностям.

«Мертвые души» не дают однозначных ответов, но они бросают вызов читателю, стимулируют его к размышлениям о собственной жизни и о судьбах своей страны. Гоголь, как зеркало, отражает реальность, при этом не указывая прямого пути к исправлению, но предоставляя возможность для глубокого размышления.

В итоге, «Мертвые души» остаются вечным произведением русской литературы, актуальным для любой эпохи, поскольку основные вопросы, поднятые Гоголем, касаются вечных человеческих ценностей и дилемм. Поэма призывает к переосмыслению и поиску истинной жизненной пути, что делает ее бесценным даром для всех поколений читателей.

Сочинение 2

В своем эпическом творении «Мертвые души», Гоголь представляет не просто двойственный образ России, а скорее, вырисовывает триптих русской действительности. Это изображение охватывает мир «мертвых душ» – а именно, мир землевладельцев и бюрократов, мир простого крестьянства, а затем, кульминацией служит пронзительный и возвышенный образ Руси, символизируемый величественной тройкой, метафорой свободы и неукротимости. Гениальность Гоголя заключается в том, что он смог так глубоко и всесторонне раскрыть душу русского народа второй четверти XIX века, что «Мертвые души» стали своеобразным зеркалом русской жизни, наподобие того как «Евгений Онегин» Пушкина служит энциклопедией национального бытия по меткому определению Белинского.

В лицах землевладельцев, оживающих на страницах этой поэмы, угадывается поразительное сходство с персонажами пушкинской эпопеи. Например, Манилов с его мечтательностью и безмятежностью в облике напоминает того, в кого мог бы превратиться Ленский, избежав дуэли – образ, предсказанный Пушкиным в его знаменитых строках.

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат…

Коробочка, в своем домашнем уюте и заботах, напоминает изображение матери Татьяны Лариной.

Гоголь не щадит ни землевладельцев, ни городских чиновников, изображая их во всей полноте их пороков и слабостей, в этом его видения перекликаются с пушкинскими портретами, как, например, образ Флянова, вырисованный одним только движением пера великого Александра Сергеевича: «Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».

Но несмотря на критический пафос, Гоголь не отказывает и в симпатиях к простому народу, показывая его не без недостатков, но всё же с любовью и сочувствием. Он вносит и ноты теплоты и света, рассказывая о жизни русских крестьян – об их трудах, заботах и простых радостях.

В заключение своего произведения Гоголь возносит гимн России, представляя её в виде мчащейся вперёд тройки, символа неудержимой энергии и стремления к свободе. Этот образ заставляет задуматься о судьбах нации, о её истинных ценностях и будущем. Так Гоголь оставляет вечный вопрос: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа» – вопрос, на который, кажется, нет окончательного ответа.

Это вопрос, который звучит не только как вызов, но и как призыв к самопознанию и самореализации народа. Гоголь, с его непревзойденным мастерством и уникальной интуицией, оставляет этот вопрос открытым, ведь именно в бесконечном поиске и стремлении к идеалу заключается сама суть русской души.

В этом великом литературном полете автор поднимает читателя над земной пылью и показывает неисчерпаемую мощь и красоту русской земли, пробуждая надежду и веру в лучшее будущее.

Понравилось сочинение?
+1
65
+1
30
+1
27
+1
57
+1
49
+1
7
Поделиться
Сочинение на тему
5 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Павел

Мертвые души — классика, в школе писал сочинение по ним, одно из моих любимых произведений Н.В. Гоголя

Николай

Да действительно впечатляет произведение. Все может только познаваться со временем

Павел

Хорошее сочинение, интересный взгляд на «Мертвые души»

Андрей

Ну,такие сочинения институтского уровня!Боюсь в школе,где довелось учиться мне,преподаватель литературы и русского языка просто не понял бы!!!

Виталий

«Мертвые души» Гоголя — это глубокое и многограннoе произведение, раскрывающее жестокость общественных норм и пороков. Крестьяне становятся жертвами системы, а Чичиков — пример того, как жажда богатства может разрушить душу. Роман является зеркалом общественной реальности, предостерегающим нас от погружения в бездушный мир корысти и лжи.