Образ Манилова в романе Николая Гоголя «Мертвые души»

Образ Манилова в романе Николая Гоголя "Мертвые души" Сочинение

Сочинение 1

Образ Манилова в романе Н.В. Гоголя «Мертвые души» занимает особое место в палитре гоголевских персонажей. Этот персонаж, воплощающий в себе черты типичного русского помещика той эпохи, предстает перед читателем как человек добродушный, но чрезмерно мечтательный и оторванный от реальности.

Манилов – это человек без конкретных жизненных целей и устремлений. Его мир – это мир иллюзий и пустых мечтаний, где конкретные дела и практическая деятельность отодвигаются на задний план. Его отношения с окружающими, включая собственную семью, строятся на вежливости и пустых формальностях, а не на искренних чувствах и привязанности.

Манилов
Манилов

Дом Манилова и его усадьба также отражают его внутренний мир: все в них кажется красивым на первый взгляд, но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это – только фасад, лишенный глубины и настоящего содержания. Гоголь мастерски показывает, как внешняя благопристойность и приятность Манилова скрывают пустоту и бездеятельность.

Через образ Манилова Гоголь критикует не только отдельного человека, но и целый социальный слой русского общества того времени. Помещики, подобные Манилову, живут в мире своих фантазий и иллюзий, полностью отрываясь от реальных нужд и проблем своих крестьян, от общественной и экономической жизни страны.

Тем не менее, в образе Манилова присутствует и некоторая трагичность. Он не является злым или вредным человеком; скорее, его жизнь является результатом ряда обстоятельств и воспитания, что делает его, в некотором роде, жертвой собственной пассивности и бездействия. В этом смысле Манилов представляет собой глубоко проработанный, многогранный образ, который заставляет читателя задуматься не только о недостатках отдельного человека, но и о более широких социальных проблемах.

Сочинение 2

Образ Манилова, безусловно, носит в себе и обобщающий характер, выступая в качестве зеркала, отражающего образ жизни и мировоззрение целого класса людей того времени. Однако, несмотря на его критическую окраску, Гоголь не лишает своего персонажа человечности. В Манилове есть и некоторая наивность, и даже детская непосредственность, которые не позволяют читателю полностью осуждать его. Эта двойственность персонажа делает его образ более сложным и многогранным.

Маниловщина, как понятие, вышедшее за рамки романа и вошедшее в обиход, символизирует уход от реальности, погружение в мечты и иллюзии без желания или способности воплотить их в жизнь. Это своего рода социальный диагноз, актуальный и по сей день, что делает образ Манилова вечно современным. Гоголь поднимает важные вопросы о социальной ответственности, о важности быть активным участником жизни своего общества, а не просто пассивным наблюдателем.

В итоге, Манилов не просто карикатурный персонаж или плоская фигура; он – символ определенного жизненного отношения, которое Гоголь стремится раскритиковать. Через его образ автор высмеивает бездействие, безынициативность и самодовольство, показывая, как такие черты личности ведут к деградации не только отдельных индивидов, но и целых социальных слоев. Однако Гоголь делает это не с целью уничтожить или осудить своего персонажа, а скорее с надеждой на осознание и изменение, подчеркивая, что для полноценной жизни необходимо иметь цели и стремления, активно участвовать в жизни и решать возникающие проблемы, а не убегать от них в мир фантазий и иллюзий.

Сочинение 3

Гоголь, создавая образ Манилова, не только критикует его пассивность и оторванность от жизни, но и поднимает более глубокие вопросы о природе человеческого существования и о том, как человек должен жить и взаимодействовать с окружающим миром. Манилов не просто символ бездействия; он является напоминанием о том, что жизнь требует активного участия, реализации себя в труде, в творчестве, в заботе о других.

В то же время, Гоголь оставляет место для сопереживания Манилову. Под его внешней маской безразличия и мечтательности скрывается человек, который, возможно, мог бы реализовать себя по-другому, если бы обстоятельства сложились иначе. Это заставляет читателя не только осуждать Манилова за его слабости, но и задумываться о том, какие факторы способствуют формированию человеческого характера и судьбы.

Образ Манилова в романе «Мертвые души» также играет ключевую роль в создании контраста с другими персонажами и ситуациями в произведении. Он выступает в качестве зеркала, отражающего недостатки и пороки не только отдельных людей, но и всего общества. Через этот образ Гоголь показывает, что бездействие и самообман могут быть столь же разрушительными, как и более очевидные формы зла.

В итоге, Манилов не является просто отрицательным персонажем; он является глубоко символическим образом, который вызывает у читателя размышления о значении истинной активности, о ценности реальных человеческих отношений и о необходимости брать на себя ответственность за свою жизнь. Таким образом, через образ Манилова Гоголь не только критикует определенные социальные явления, но и задает вечные вопросы о смысле жизни, о долге и о том, как найти свое место в мире.

Сочинение 4

Внешность Манилова

Внешний облик Манилова не оставляет яркого, неизгладимого впечатления; его портрет в поэме «Мертвые души» служит ключом к пониманию его душевного мира. Несмотря на сдержанное описание, оно занимает ключевое место в характеристике персонажа.

Манилов предстает перед нами человеком с привлекательными чертами: его волосы светлые, глаза голубые. Гоголь подчеркивает, что помещик обладает достойной внешностью – он высок и хорош собой. Его прошлое офицера, очевидно, сказывается на его осанке. Таким образом, когда Чичиков впервые видит хозяина, он замечает его привлекательный внешний вид, приветливую улыбку и радушное лицо. Однако вскоре гость обнаруживает, что сладость улыбок, манер и слов Манилова переходит все границы.

Интересы

Манилов не проявлял активности в каких-либо делах. Управление имением он полностью переложил на плечи управляющего. Помещик даже не осведомлён о том, не покинули ли его крестьяне этот мир с момента последней переписи. Вместо обычного для дворянских усадеб лесопарка, владения Манилова украшали всего лишь пять-шесть берёз с разреженными кронами. Манилов проводил время в ничегонеделании, полностью отказавшись от любой деятельности, даже от чтения: книга уже два года пылится на полке, размеченная закладкой на четырнадцатой странице. Он развлекает себя неосновательными фантазиями и нелепыми «прожектами», такими как идея о строительстве подземного перехода в своём доме или каменного моста через пруд.

Жильё

Расположение жилища Манилова крайне неудачно — оно стоит на открытой местности, куда без препятствий дуют ветра. Сельская местность оставляет нищенское ощущение из-за того, что Манилов не уделяет внимания земледелию. Строение, принадлежащее Манилову, разрушено и не защищено от ветров. Вокруг него редко встречаются тощие берёзы. Водоём на территории зарос неухоженной ряской. Однако в усадьбе есть ухоженное место — это аккуратная беседка, прозванная им «Храм уединенного мышления». Также не радует глаз и его рабочее пространство — оно окрашено в дешевую синюю краску, которая вдали меркнет до серого цвета.

Сделка по «мертвым душам»

Манилов становится первым, кто получает предложение о продаже душ. Он роняет трубку и раскрывает рот от изумления. Первая реакция — шок, но Манилов настолько наивен, что даже не подумал о возможном обмане. Он согласен передать души без всяких условий в обмен. Комплименты и похвалы Чичикова вызывают у него лишь удовольствие. Манилов не ведает, для чего могут понадобиться мёртвые крестьяне кому-то. Его непроглядная глупость исходит из равнодушия ко всему, из лени, отягощающей понимание сути дел, и из желания избежать любых неприятностей для себя, показывая его ограниченность.

Реакция Манилова на предложение Чичикова
Реакция Манилова на предложение Чичикова

Манилов проявляет слезливую снисходительность, он лишён активного разума и глубоких чувств. Он сам представляет собой «мертвую душу», обречённую на уничтожение, подобно всей тогдашней системе самодержавия и крепостничества в России.

Понравилось сочинение?
+1
65
+1
52
+1
40
+1
51
+1
35
+1
20
Поделиться
Сочинение на тему
3 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ирина

В сущности Манилов трутень и как в наше время обычный.

павел

читал когда в школе учился . так себе .

Галина

Манилов- это эгоист в высшей степени.На таких таких нельзя пллагаться и слушать опасно. Выглядит он конечно милым и фамилия его говорящая за него, он манит своим воодушевляющим образом, но все это мираж. Этот образ учит осторожности в отношениях со слишком многообещающими личностяии.