Быт и нравы провинциальной России — по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Быт и нравы провинциальной России - по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Сочинение

«Быт и нравы провинциальной России» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Большое сочинение.

Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым… На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех великое дело!

Н.В. Гоголь

В своих заметках, ясно прослеживается образ российской провинции времён Николая I, который Гоголь, будучи вынужденным гостем Курска, запечатлел в своём воображении. Эти краткие дни, проведённые писателем в местечке из-за неисправности его экипажа, оживили в его творчестве целый мир.

Совпадение или нет, но и Николай I, возвращаясь из Пензы в Тамбов, был вынужден остановиться в Чембаре из-за полученной травмы. Во время визита в город, царь, ознакомившись с местной администрацией, неожиданно отметил их сходство с персонажами «Ревизора» Гоголя, что невольно подтвердило глубокий психологизм и правдивость писательского взгляда.

В «Ревизоре» Гоголь ярко изобразил жизнь уездного городка, где встреча с мелким чиновником, ошибочно принятым за важную персональность, раскрывает всю полноту быта и обычаев не только маленького города, но и всей страны.

Итак, какой же была Россия в этой маленькой миниатюре — в городе, откуда «даже если три года ехать, до другого государства не доберёшься»? Городские улицы, усеянные кабаками и грязью, недостроенная церковь, сгоревшая ещё на этапе строительства, — всё это создаёт мрачный и удручающий образ.

Жизнь «купечества» и «гражданства» в этом городе полна страданий: кого-то обворовали, кого-то избили, в тюрьмах заключённые голодают, в больницах — грязь и непорядок, а все беды исходят от цинизма и произвола «столпов общества», которые должны были бы заботиться о благе граждан.

В этом произведении ярко раскрывается образ чиновничьего мира, где преобладает абсолютная беспринципность и корыстолюбие. Герои пьесы, занимающие различные государственные должности, не только не скрывают своих злоупотреблений, но и открыто гордятся ими. Так, Городничий хвастается своим умением обманывать вышестоящих чиновников, в то время как судья не стесняется признаваться в получении взяток, хотя и в незначительных предметах. Почтмейстер, будучи поручен распечатывать чужие письма, откровенно признается, что делает это не столько из служебной необходимости, сколько из любопытства.

Эти поступки не просто нарушают закон, но и демонстрируют полное пренебрежение к моральным и этическим нормам общества. Гоголь поднимает завесу тайны с системы взяточничества, которая была глубоко укоренена в российском чиновничьем аппарате того времени. Он показывает, как коррупция и злоупотребление властью становятся обыденностью и приемлемостью в жизни городских властей.

Особенно показательным является монолог Городничего, в котором он обращается к публике со словами о том, что насмешки направлены не на него, а на самих зрителей, среди которых немало представителей такой же коррумпированной системы.

Но самым важным поворотом в пьесе является прибытие ревизора, которое вносит смятение и панику среди всех чиновников, особенно для Городничего. Появление ревизора поднимает вопросы о последствиях их деяний и о том, как легко вся эта система коррупции может быть раскрыта.

В самом сердце маленького города развертывается драма, сюжет которой напоминает замысловатую пьесу. Здесь, в уютной гостинице, разместился не тот, кого все ожидали – настоящий ревизор, но всего лишь простой обыватель, скромный «елистратишка», который бездумно растранжирил свои средства в столице.

Гоголь, как мастер слова, с изяществом дарит своему персонажу говорящую фамилию, производную от «хлестать» – слова, что воплощает стремительность и неожиданность.

Среди чиновничьего сословия витает тревога. Даже Городничий, властный и опытный, не узнал в приезжем легкомысленную «фитюльку», «пустышку». Каждое слово, произнесенное встревоженным Хлестаковым, Городничий воспринимает иначе, наделяя особым смыслом. Но все решает проверенный временем метод – взятка.

Этот акт подтверждает, что игра разыгрывается по всем правилам. Следующим шагом становится угощение гостя, чтобы выведать его намерения. Кто же из ревизоров откажется от лакомства! И вот события принимают неожиданный оборот: ревизор, «фельдмаршал», вдруг оказывается зятем Городничего, покровителем его семьи. Зритель понимает: легкомыслие и непостоянство мыслей не чужды не только Хлестакову.

Судьба ведет Городничего и его супругу в Петербург, где Городничий мечтает о высоком чине, вкусной пище и роскоши. А у его жены, Анны Андреевны, комната должна источать ароматы, от которых невозможно отказаться.

И вот, перед новоиспеченным генералом дрожат все: от мелких чинов до городничих. Недавно испытавший страх Городничий, узнав о жалобах купцов на него, теперь излучает счастье. Ведь теперь это он вызывает страх у других. Как сладостно видеть страх и ужас в глазах окружающих! Пренебрежение к нижестоящим и подхалимство перед высшими – вот основы общения в мире чиновничества.

Гоголь, с иронией рисующий этот мир, обещал Пушкину создать комедию, более смешную, чем дьявол. Но за смехом скрывается более глубокий смысл: представление о чиновниках, в чьих руках власть над людьми, выходит за рамки обычного анекдота.

Так Гоголь, с веселым, но острым словом, борется за истинные ценности человечества, за умную и благородную жизнь. Как сказал Чернышевский, Гоголь «первый показал нам наш истинный облик, научил видеть и презирать наши недостатки».

Понравилось сочинение?
+1
222
+1
118
+1
103
+1
108
+1
119
+1
33
Поделиться
Сочинение на тему
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии