Сочинение «Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни»

Сочинение "Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни" Сочинение

Величие «Евгения Онегина» Александра Сергеевича Пушкина заключается не только в его поэтическом мастерстве, но и в том, как он охватывает весь спектр русской действительности того времени. Это произведение, как заметил Виссарион Григорьевич Белинский, по праву может считаться энциклопедией русской жизни, воплощением национального духа. Пушкин, как никто другой, сумел передать в своём «Онегине» душу эпохи, её неповторимый колорит. В каждой строке этого произведения чувствуется личное отношение поэта к описываемым событиям, его глубокое понимание и искренняя любовь к родной земле и её людям. «Евгений Онегин» — это не просто стихотворный роман, это целый мир, полный чувств, раздумий и живой истории.

Дворянское общество эпохи романа и Евгений Онегин

В этой книге оживает дух столетия, портрет современности во всех его проявлениях. Страницы этого тома словно калейдоскоп, в котором мерцают картины времени: моды и обычаи, устремления и разговоры народа, всё, что наполняло душу того века. «Евгений Онегин» стал зеркалом русской души, в нем отражены тончайшие нюансы жизни: от затворничества в поместьях до шумных улиц столичных городов, от уединенной крестьянской избы до блеска аристократических салонов Москвы и Петербурга.

Пушкин, как никто другой, умел уловить дух своего времени, он передал атмосферу, в которой разворачивалась жизнь главных персонажей. В его словах оживает мир дворянских салонов, те самые, в которых пролетела юность Евгения Онегина, открывая перед нами многогранность и глубину того времени.

Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся нeпpuнуждeннo,
Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Евгений Онегин
Евгений Онегин

Взгляд мой устремляется в прошлое, к тем дням, когда московские барыни и барышни, окутанные тонкой вуалью аристократизма, витали в своих залах, подобно персонажам гениального Грибоедова. Эх, «Горе от ума» — как точно оно отражало те времена! Однако, разве что-то кардинально изменилось в наши дни? Увы, мне приходится признать, что нет. Несмотря на века, разделяющие нас с теми днями, в общественных салонах все так же витает дух скуки и мелочности. Злословие и зависть, словно паразиты, продолжают разъедать души людей. Все это порождает уныние, морозит сердца, ускоряя душевное старение. Великолепные балы, светские рауты — они, казалось бы, должны были придать жизни красок, однако, увы, они лишь усиливают ощущение монотонности и внешней показушности, скрывая за собой истинную сущность русской жизни, погруженную в суету и лишенную подлинной глубины.

Дворянское общество из романа Евгений Онегин

В романе Пушкина ярко раскрывается трагическая судьба личности, столкнувшейся с условностями общественной жизни. Онегин, герой произведения, оказывается в плену этих условностей, что в итоге приводит к гибели его друга Ленского в дуэли. Несмотря на внутреннее сопротивление Евгения, он не в силах противостоять мощному давлению социальных норм. Пушкин с горечью замечает: общественное мнение, подобно неумолимой пружине, управляет честью и судьбами людей.

Светское общество в произведении представлено неоднозначно. С одной стороны, мы видим «светскую черту» — безудержное увлечение модой, которое становится центральным элементом жизни. С другой стороны, петербургский салон Татьяны объединяет истинных представителей интеллигенции, отличающихся глубокими убеждениями и культурой. Это контрастное изображение общества подчеркивает многогранность и сложность социальной жизни того времени.

Искренне Татьяна признается Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?.

Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману:

«Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и .духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора «Евгения Онегина», он сохраняет безусловную ценность».

В мире, где пестрит множество различных судеб и характеров, каждый индивид выбирает свой путь. Не всем дано разгадать загадку моральных выборов, стоящих перед человеком. Ведь не каждый осмелится отвергнуть пути, вытоптанные большинством, и следовать за звёздами, указывающими дорогу к истинным ценностям.

Рассмотрим, к примеру, Александра Пушкина, чью жизнь можно сравнить с путешествием по вершинам аристократии. В своём произведении он живописует образ Евгения Онегина, молодого человека, искушенного блеском светских развлечений – балов, театров, любовных игр. Но неожиданно для самого себя Онегин осознаёт всю тщетность и пустоту такой жизни, увидев, что за яркой внешностью скрывается лишь пустыня духовной нищеты. Это понимание, в конечном счёте, возвышает его над его современниками, но одновременно обрекает на утрату интереса к жизни.

Он впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже?
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.

Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

Провинциальное общество в романе

В мире провинциальной жизни, который Пушкин изобразил в своем несравненном творении, «Евгении Онегине», мы видим яркий и одновременно мрачный калейдоскоп человеческих характеров и судеб. Семейства Лариных и Ленских, будто вышедшие из страниц старинных летописей, оживают перед нами во всей своей простодушной и несколько архаичной обыденности. Пушкин, с мастерством художника, рисует их жизнь, не приукрашивая и не уклоняясь от истины. Как живые, они стоят перед нами — эти люди, не знавшие глубоких страстей книг и уединенного размышления, жившие под сенью старины, их дни текли монотонно, но наполнены были своеобразным колоритом.

И вот, в этом мире, где время будто замерло в своем вечном возвращении, появляется чета Скотининых. Их внезапное появление на именинах Татьяны словно вырывает нас из привычного течения событий, заставляя смеяться и плакать одновременно. Это не просто смешные фигуры, это символы, живые свидетельства того, что мир, описанный Фонвизиным в «Недоросле», не потерял своей актуальности. Они, как духи прошлого, воплощают собой непреходящую сущность провинциального мира — мир, где все меняется, чтобы остаться неизменным.

Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал:

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый,
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал простой игрушкой…

Таково было большинство представителей провинциального общества.

Образ Татьяны Лариной

В тени тихой, но одушевлённой провинции, где каждый день текёт, подобно спокойному ручью, без суеты и ложных ценностей, возвышается образ Татьяны. Эта девушка, словно персонификация русской души, воплощает в себе те неуловимые черты, что так ценились в глазах народа: чистота сердца, искренность намерений, неподкупная доброта. Непохожесть Татьяны на свою сестру Ольгу, и даже на всех остальных обитателей поместья, поражает и заставляет задуматься. Откуда взялась эта неземная гармония в душе Татьяны, ведь условия их воспитания были схожи?

Ключ к разгадке этой загадки кроется в уникальности души Татьяны. Она, в отличие от других, нашла убежище и пищу для разума в книгах, которые открывали ей мир, богатый и разнообразный, мир идей и чувств. Её любовь к природе, к тем спокойным утренним часам, когда она встречала рассвет на балконе, созерцая, как последняя звезда тает в бледнеющем небе, только подчёркивает её связь с народными корнями, с той исконной русской поэтичностью, которая не знает ни лести, ни фальши.

Татьяна, воплощение народной духовности, становится символом победы истинных, глубоких ценностей над пустой, навязанной светскостью. Её жизнь в деревне, наполненная простыми радостями и искренними переживаниями, резко контрастирует с миром светских интриг, где она вынуждена скрывать свою истинную сущность под маской благородства и вежливости. Таким образом, Татьяна становится не только символом народной души, но и воплощением борьбы за сохранение самобытности в мире, где царят искусственность и поверхностность.

Татьяна Ларина из романа Пушкина Евгений Онегин
Татьяна Ларина из романа Пушкина Евгений Онегин (акварель)

Белинский писал:

«Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее».

На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне:

Татьяна смотрит и нe видит,
Волненье света нeнaвидит,
Ей душно здесь…, она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок...

В глубинах русской души, там, где вечно живет отголосок березовых рощ и шум дремучих лесов, зародилась искра, которая вспыхнула в творениях великого Александра Сергеевича Пушкина. Именно он, с проникновенной точностью поэта и глубоким знанием человеческого сердца, смог описать жизнь русской души во всей ее многообразной гамме. Его «Евгений Онегин» — это не просто роман, это целая эпопея, охватывающая широту и глубину русской жизни.

Белинский, тонкий знаток и искусный критик, с неподдельным восхищением говорил о Татьяне, персонаже Пушкина. Он видел в ней не просто героиню, а символ страдания и противоречия. В ее образе, в ее чувствах и мыслях отражалось все то противостояние, которое испытывает человек, живущий в дисгармонии с окружающим его миром. Татьяна — это как будто воплощение русской души, полной глубоких чувств, но одновременно находящейся в постоянном конфликте с реальностью.

Но Пушкин не просто писал о страданиях и противоречиях. Он был поистине мастером намеков, умеющим всколыхнуть душу тончайшими оттенками слова, указывающими на неисчерпаемую глубину русской природы и общества. Его творчество — это не только культурное наследие, это источник вечного вдохновения, отражающий богатство и разнообразие жизни.

В своем стремлении к истине и вечности, Пушкин оказал непомерно большое влияние на всю последующую литературу. Его произведения — это своеобразный мост, соединяющий прошлое с будущим, традиции с новаторством. И как бы далеко не ушло русское общество от времен Пушкина, его слова всегда будут вызывать в нас отклик, наполненный любовью и благодарностью. Это вечная поэма, которая останется с нами навсегда, как напоминание о том, что истинное искусство не знает границ времени и пространства.

Понравилось сочинение?
+1
148
+1
138
+1
124
+1
88
+1
68
+1
10
Поделиться
Сочинение на тему
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии