Столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»

Столичное и поместное дворянство в романе "Евгений Онегин" - Сочинение на тему Сочинение

Вариант №1. Петербургское дворянство в романе «Евгений Онегин».

Великий литературный критик В.Г. Белинский охарактеризовал «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как настоящую хронику российской действительности. Пушкин в этом творении с невероятным мастерством отразил разнообразие социальных слоев и многообразие жизненных сцен того времени.

В романе особое внимание уделено изображению дворянства. Уже в первой главе нас знакомят с жизнью Евгения Онегина в Санкт-Петербурге, где он является частью местной аристократии. Евгений ведет типичный для своего круга образ жизни, наполненный балами, ночными гуляниями, прогулками по Невскому проспекту и театральными посещениями. Однако вскоре такой стиль жизни стал для него утомительным, и он ощутил разочарование от повседневной суеты и праздности. Под воздействием меланхолии, характерной для молодежи его круга, Евгений решает отправиться в деревню.

Столичное дворянство в Евгении Онегине
Столичное дворянство в «Евгении Онегине»

Пушкин с легкостью и ясностью передает картину жизни дворянства в «Евгении Онегине». Он описывает мир, где главенствуют легкомыслие, увлечение наследственными вопросами и беспорядочное веселье. Дворянская жизнь предстает перед читателем как беззаботная, полная развлечений и сильно отличающаяся от простоты народной жизни. По мнению автора, такая жизнь кажется пустой и лишенной истинного смысла. Евгений Онегин, будучи частью этого общества, живет по установленным правилам, но в то же время Пушкин изображает его как человека, усталого от подобного существования и окружения.

Вариант №2. Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»

В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» главный герой начинает ценить истинные жизненные ценности, когда обретает искреннюю, не светскую любовь, чьи корни уходят в естественное, природное начало.

В книге изображены следующие представители поместного дворянства:

  • Дядя главного героя;
  • Семейство Лариных.

Дядя Евгения Онегина жил традиционной для дворян провинциальной жизнью: вел учет расходов, часто спорил с ключницей, любил яблочные наливки и не интересовался литературой, за исключением календаря. В отличие от него, воспитанный на современных идеях, включая работы Адама Смита, Онегин не принимал такого образа жизни. В своем поместье он установил новый порядок, что вызвало недовольство у соседей и принесло ему репутацию эксцентричного человека. Пушкин проводит параллель между Чацким и Онегиным, так как оба персонажа были не поняты своим обществом.

Провинциальное дворянство в романе "Евгении Онегин"
Провинциальное дворянство в романе «Евгении Онегин»

Пушкин особенно подробно описывает обычаи и быт дворянства на примере семьи Лариных и их гостей в день именин Татьяны. Автора привлекает простота жизни Лариных:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.

В отношении к другим дворянским семьям Пушкин проявляет иронию и даже пренебрежение, что видно из фамилий гостей: Петушков, Пустяков, Флянов, Буянов, Карликова.

Поэт изображает дворянство как неестественное, с претензией на светскость и изысканность.

Среди гостей у Лариных выделяется мосье Трике, «истинный француз» из Тамбова. Пушкин нарочито иронизирует над ним, особенно когда после его пения собравшиеся аплодируют, подчеркивая таким образом моральную пустоту и лицемерие помещиков. А.С. Пушкин, описывая привычки и нравы поместного дворянства, проводит параллель с петербургским аристократическим обществом.

Вариант №3. Московское общество.

В своем знаменитом произведении «Евгений Онегин», Пушкин представил уникальный образ московского дворянства, отличный от того, как он воспринимался ранее. Автор акцентировал внимание на традиционализме, который характеризовал образ жизни московской аристократии, и провел параллели между этим образом жизни и Москвой, как она была представлена Грибоедовым. Однако, по мнению Пушкина, Москва предстает более мягкой, хотя и сохраняет такую же практичность и духовную пустоту.

В концовке романа Пушкина, действие переносится в Петербург. Здесь автор вновь обращает взор на петербургское аристократическое общество и сравнивает его с тем, как он был представлен в начале романа. Основное изменение касается не самого города, а взгляда главного героя, Евгения Онегина, на него. Онегин теперь воспринимает мир светских развлечений как посторонний, ощущая не столько утомление от общества, сколько его чуждость. Его любовь к Татьяне открывает ему глаза на ничтожность межличностных связей в аристократическом кругу, на ложь и притворство светского блеска. Пушкин усиливает эту идею, описывая петербургское общество уже не с иронией, как в начале, а с сатирическим подходом.

В итоге, через «Евгения Онегина» Пушкин разоблачает все грани жизни дворянства, показывая его поверхностность и избыточность, независимо от того, в каком городе оно находится — в Москве или Петербурге. В произведении пронизывающе звучит мысль о том, что именно это общество и его пороки стали причиной гибели Евгения. Главный герой осознает истину слишком поздно, что в конечном итоге лишает его личного счастья.

Московское дворянство в романе Евгений Онегин
Московское дворянство в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин уделяет внимание изображению жизни и обычаев российского дворянства, как в столице, так и в провинции. Речь идет о привычках, поведении и предпочтениях этого слоя общества.

Пушкин критикует систему домашнего образования, подчеркивая его поверхностный характер. Он отмечает, что такой подход к обучению ведет к неглубокому пониманию искусства и литературы, что проявляется в безразличии молодых дворян, например, в театральных залах или в отношении к поэзии. Это также способствует лени и отсутствию трудоспособности.

Автор детально описывает жизнь столичного бонвивана: его утренние прогулки, обеды в элитных ресторанах, театральные посещения и балы. Пушкин делает акцент на светских нравах, высмеивая их поверхностность и искусственность.

Особое презрение у Пушкина вызывают нравы так называемой «светской черни», где господствует лицемерие и поверхностное отношение к высоким чувствам. Автор осуждает фальшивую мораль, присущую этой среде, и подчеркивает искажение таких понятий, как любовь и дружба.

Пушкин подчеркивает, что исключительные, свободомыслящие личности плохо уживаются в рамках светской морали, будучи отвергнуты обществом за свою независимость и оригинальность мысли.

В то же время, автор уделяет внимание и представителям старинной знати в столице, которые ценят образованность, благородство и аристократизм. Пушкин описывает, как Татьяна, став княгиней, воплощает эти качества, научившись контролировать свои эмоции и ведя себя как истинная аристократка. Автор восхищается организацией светских раутов в доме князя N., где нет места пошлости и пустой болтовне.

Вариант №4. Общество столиц того времени

В романе «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина значительное внимание уделено изображению жизни дворянства, как в столице, так и в провинции. Это касается их образа жизни, моральных устоев и предпочтений.

Пушкин критически относился к домашнему образованию. Он подчеркивает, что поверхностный подход к обучению ведет к поверхностному восприятию искусства (пример Онегина, скучающего в театре) и литературы («Не мог он ямба от хорея… отличить»), что порождает леность и нежелание работать.

Пушкин описывает жизнь московского бонвивана — его утренние прогулки по бульвару, обеды в модных ресторанах, вечера в театре, и визиты на балы. В этих отступлениях автор делает набросок светских обычаев («Причудницы большого света!»).

Автор порицает нравы, господствующие среди «светской черни», особенно их «хладнокровный разврат», поверхностное отношение к любви, как к «науке», притворную добродетель и модную высокомерность светских дам:

Они, суровым поведеньем
Пугая робкую любовь,
Ее привлечь умели вновь…

Пушкин указывает на искажение таких ценностей, как любовь и дружба, в «светской черни». Дружба здесь часто лицемерна и иногда опасна.

Свободомыслящие, независимые личности плохо сочетаются с ограничениями светской лже-морали:

…пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит…

Светская среда отторгает независимые умы, предпочитая среднее. Общество ценит тех, кто:

Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
И в тридцать выгодно женат…

Среди столичных дворян также есть представители старинной аристократии, ценящие образованность, благородство манер и истинный вкус. Татьяна, став княгиней, примеряет на себя роль истинной аристократки, учась контролировать свои чувства: «Как сильно ни была она / Удивлена, поражена… В ней сохранился тот же тон…» Пушкин воссоздает атмосферу светских собраний в доме князя N., где собирается «цвет столицы», и восхищается «порядком стройным олигархических бесед», где нет места «глупому жеманству», вульгарным темам или «вечным истинам».

Московское дворянство являлось сферой, где Евгений Онегин провёл значительную часть своей жизни. Именно в этой среде складывались основы его характера, здесь он приобрёл те жизненные устои, которые затем надолго задали направление его судьбе.

Вариант №5. Провинциальное общество в романе «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина живописно представлены обыденные дни провинциального дворянства. Основной упор сделан на семейство Лариных, а также на соседей главного героя, которых Онегин старался избегать, боясь банальных бесед «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Через призму жизни Лариных Пушкин раскрывает повседневность и обычаи местного дворянства, их интересы и пристрастия в литературе. Глава семьи, Ларина-старшая, была вынуждена выйти замуж не по любви, что вначале вызывало у неё отчаяние и слёзы, но со временем она приняла свою судьбу и научилась управлять хозяйством:

«Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы…»

Символично, что жизнь помещиков в романе тесно переплетается с жизнью простого народа. Татьяна, например, умывается снегом, как это делают крестьянские девушки, а её близким человеком является простая крестьянка-няня. В быту семейства Лариных царит патриархальность: они соблюдают религиозные традиции, отмечают народные праздники и предпочитают русскую кухню, в отличие от Онегина, который привык к иностранным блюдам. Даже в повседневной одежде члены семьи Лариных следуют традиционному стилю, в отличие от Онегина, тщательно следящего за своим внешним видом. Смерть главы семьи Пушкин описывает с иронией, подчеркивая особенность провинциальной жизни, где даже важные события оцениваются сквозь призму бытовых ритуалов. Традиции «милой старины» продолжают жить в семье даже после его кончины.

Вместе с тем, автор не упускает возможности показать и негативные стороны жизни в провинции, такие как оторванность от культурной жизни столицы. На примере именин Татьяны Пушкин демонстрирует всё многообразие провинциального общества, используя символические фамилии, напоминающие о литературных традициях XVIII века.

В целом, Пушкин избегает однозначных оценок, показывая уездную жизнь в её многообразии, со всеми светлыми и темными сторонами.

Помещики провинции отличались простотой и непосредственностью своего характера. Евгений Онегин, проводя время в сельской местности, стремился избегать встреч с местными землевладельцами. Это не осталось незамеченным, и вскоре среди соседей начали распространяться слухи, осуждающие его за неумение общаться и неприязнь к людям.

Владимир Ленский, в отличие от Онегина, посещал местные балы, однако делал это скорее из вежливости, чем из удовольствия. Желание многих семейств выдать замуж своих дочерей за обеспеченного молодого человека вскоре отвратило его от подобных мероприятий. Из-за такого поведения обоих героев их репутация среди помещиков со временем ухудшилась, хотя ранее их воспринимали как желанных женихов и приглашали на все торжества.

Провинциальное дворянство пыталось подражать столичным обычаям, организовывая пышные празднества и балы, но им не хватало истинного великолепия. Простота проявлялась даже в меню: на стол подавались блюда, приготовленные местными кулинарами из продуктов, выращенных в собственных хозяйствах, в то время как в столице предпочитали экзотические деликатесы.

Вариант №6. Противопоставление столичного и провинциального дворянства

В произведении Александра Пушкина «Евгений Онегин» особое внимание уделено изображению местного дворянства. Писатель, с большим интересом и пониманием, рассматривает их жизнь: они могут быть не так образованы, как столичные аристократы, однако их заботы связаны не с модой, а с важными вопросами аграрного хозяйства. Повседневная жизнь провинциалов наполнена глубоким смыслом, что и побудило Пушкина включить в свой роман семью Лариных, принадлежащую к этой социальной группе.

Автор также затрагивает проблематику представителей высшего сословия, к которому принадлежит главный герой. Среди основных недостатков этого класса Пушкин выделяет равнодушие к благу общества, отсутствие стремления к личному развитию, непонимание как управлять собственной жизнью, и искаженное представление о любви и дружбе.

Через образ Татьяны, Пушкин выражает свое разочарование в столичном аристократическом обществе. Взгляды и поведение столичных дворян кажутся ей поверхностными и оскорбительными. Татьяна, столкнувшись с пустотой их бесед, предпочитает сохранять сдержанность и краткость в общении, понимая, что глубина ее души недоступна для понимания таким людям.

Пушкин, в своем произведении, стремится показать, что столичное дворянство потеряло свою актуальность и значимость. Он пытается исследовать причины отсутствия желания у молодого поколения вносить свой вклад в общество, раскрывая реальное состояние дел в аристократических кругах.

В главе о именинах Татьяны Пушкин подробно описывает провинциальное дворянство, используя характерные фамилии, что напоминает о литературных традициях XVIII века. В этом эпизоде автор демонстрирует разнообразие и колоритность уездной жизни, напоминая о прошлом веке.

Таким образом, Пушкин в «Евгении Онегине» поднимает тему социальных различий между провинциальным и столичным дворянством, отмечая противоречия и переплетение прошлого и настоящего в жизни обоих слоев общества.

Вариант №7. Противопоставление столичного и провинциального общества

Александр Пушкин в своём знаменитом творении «Евгений Онегин» выразил особую близость к изображению помещиков. Отсутствие широкой образованности у этих персонажей компенсируется их искренней заботой о сельском хозяйстве, а не модных течениях. Простая жизнь провинциалов проникнута глубоким смыслом. Эта черта отчётливо прослеживается в образе семейства Лариных, которое Пушкин вводит в своём произведении.

Автор выделяет ряд проблематик, характерных для класса, представленного Онегиным:

  • Игнорирование общественной пользы;
  • Отсутствие стремления к личностному росту;
  • Неспособность управлять собственной судьбой;
  • Извращённое понимание любви и дружбы.

Через образ Татьяны Пушкин выражает своё разочарование в высшем свете столицы. Представители этого класса, смотрящие свысока на девушку, воспринимаются ею как нудные и банальные. С ними ей не о чем разговаривать; их диалоги кажутся ей пустыми и несвязанными. Татьяна, несмотря на внешнее благожелательное отношение, не стремится открываться, осознавая, что у них не хватит глубины и искренности для понимания её внутреннего мира.

Пушкин, таким образом, стремится показать, что аристократия столицы потеряла свою значимость. Все общественные разговоры лишены содержания, а поведение высшего сословия вызывает разочарование. Автор анализирует причины, по которым молодёжь отказывается вносить вклад в общество, раскрывая реальное положение в аристократических кругах. По мнению Пушкина, под руководством такой знати российский народ не сможет достичь процветания.

Понравилось сочинение?
+1
19
+1
15
+1
8
+1
10
+1
9
+1
4
Поделиться
Сочинение на тему
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии