Сочинение-рассуждение по отрывку К.Г. Паустовского «Шкатулка»

Сочинение-рассуждение по отрывку Паустовского о музыкальной шкатулке ЕГЭ по русскому языку

Дан отрывок

Полный текст отрывка К.Г. Паустовского

(1)B доме жило много старых вещей. (2)Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.

(3) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён Севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.

(4) Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. (5)На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. (б)Шотландия. (7)Делал мастер Гальвестон».

(8)Шкатулку принесли в комнату, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. (9)Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. (10)Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

(11)Это была музыкальная шкатулка. (12)Мы завели её, но она не играла.

(13)Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена.

(14)3а вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне.

(15)Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. (16)Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку. (17)Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и рассказывал им их будущую жизнь. (18)Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная шкатулка попадёт из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а всё остальное совсем не похоже на эту далёкую северную страну.

(19)С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. (20)Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки. (21)А когда мы что-нибудь сколачивали — стол в беседке или новую скворечню — и спорили, как держать фуганок1 или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. (22)И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:

Прощай, земля, — корабль уходит в море!

(23)Прощай навек, мой тёплый отчий дом…

(24) Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

(25) Но как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия: «В милые горы ты возвратишься…»

(26) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка.

(27)В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик вскочил и слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. (28)Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. (29)Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. (ЗО)Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.

(31) Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но её уже некому слушать, кроме пугливых мышей.

(32) Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно.

(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Сочинения по данному отрывку

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления её выразительности».

Высказывание современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб гласит, что использование однородных членов предложений является одним из главных средств усиления выразительности в художественном стиле речи. Для доказательства этого утверждения можно привести примеры из произведения К.Г. Паустовского «Шкатулка».

Например, в отрывке автор хочет подчеркнуть, что на чердаке оказалось множество интересных вещей, и для этого он использует ряд однородных дополнений, таких как «то ящик от масляных красок», «то сломанный перламутровый веер», «то медную кофейную мельницу», «то огромную тяжёлую книгу» и «пачку переводных картинок». Однако в дальнейшем автор фокусирует внимание только на музыкальной шкатулке, и этот ряд однородных членов предложения помогает выделить её из ряда других вещей.

В 25 предложении автор использует сказуемые «возникла» и «полилась» для описания чудесной мелодии, которую производит старая шкатулка. Это создаёт эффект неожиданности, поскольку ранее было упомянуто, что она была в состоянии «многолетнего сна».

Таким образом, использование однородных членов предложений позволяет в деталях раскрыть тот или иной образ и создать эффект усиления выразительности.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно».

Вариант 1

Финал текста про шкатулку наводит на размышления о том, как сильно наша память связана с нашими чувствами и ощущениями. Писатель подчеркивает важность наших воспоминаний и как они могут оставаться живыми даже после долгих лет.

Если после прочтения рассказа, у читателя возникнут яркие образы ночной весёлой игры музыкального ящика, звон дождевых капель и других звуков, описанных в рассказе, то автор считает, что не зря рассказывал эту историю.

По моему мнению, финал рассказа подчеркивает важность того, что наши воспоминания не просто хранятся в нашем сознании, но могут также влиять на наше настроение и эмоциональное состояние. Ощущения и звуки из прошлого могут оживать в нашем воображении, заставляя нас почувствовать себя снова в том месте и времени, где мы были раньше.

Кроме того, этот финал также напоминает нам о том, как важно сохранять и передавать наши воспоминания будущим поколениям. Ведь они могут оказаться также важными для других людей, как и для нас самих.

Таким образом, финал рассказа подчеркивает важность наших воспоминаний и их связь с нашими эмоциями и ощущениями. Он также напоминает нам о значимости сохранения и передачи этих воспоминаний будущим поколениям.

Вариант 2

Я понимаю финальный смысл текста так: мелодия из старой шкатулки побуждает слушателя к созданию новых миров в своем воображении. Рассказчик обладает необычайным даром фантазирования и умением видеть красоту даже в мелочах. Чтобы подтвердить свою точку зрения, он приводит примеры из текста К.Г. Паустовского.

Шкатулка, найденная на чердаке, изначально не производила звуков. Однако рассказчик не мог перестать думать о ее прекрасной мелодии, так как красота этого предмета оставила на него неизгладимое впечатление. Шкатулка была сделана шотландским мастером, но после долгого перерыва было сложно ее пробудить: «Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена» (предложение 13).

Однако, произошло чудо и «в доме раздался переливающийся звон, как будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам» (предложение 25). Несмотря на то, что мелодия была короткой, она навсегда осталась в памяти рассказчика, так как вызвала огромное количество ассоциаций.

Таким образом, история, рассказанная К.Г. Паустовским, действительно говорит нам о возможности существования чуда, которое может произойти внезапно и привести к необычайному впечатлению и воображению.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно обладать воображением?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Вариант 1

Воображение – это способность человека к созданию образов, идей и представлений, которые не имеют прямого отношения к реальности. Это своего рода ментальный экран, на котором мы можем отобразить все, что угодно, исходя только из наших мыслей и представлений. Воображение является одним из важнейших аспектов нашего психического развития и играет ключевую роль в творческом процессе.

Обладание воображением важно по многим причинам. Во-первых, это помогает нам расширять свой кругозор и понимать мир вокруг нас. Без воображения мы были бы ограничены только тем, что можем видеть и ощущать физически, но не были бы в состоянии представить историю, науку, философию и все остальное, что составляет культуру нашего общества.

Во-вторых, воображение необходимо для нашего эмоционального благополучия. Мы можем использовать его, чтобы создавать позитивные образы, которые будут вдохновлять и мотивировать нас на достижение целей. В то же время, воображение может помочь нам выразить и обработать негативные эмоции, такие как гнев, страх или грусть.

Наконец, воображение необходимо для творческого процесса. Без него невозможно создать новые идеи, произведения и открытия. Воображение дает нам возможность соединять разные элементы вместе, чтобы создавать что-то уникальное и оригинальное.

Таким образом, воображение является важной способностью человека, которая помогает нам понимать мир вокруг нас, обрабатывать эмоции и творить новые идеи. Обладание воображением позволяет нам быть более креативными, чувствительными и открытыми к новым возможностям.

Вариант 2

Воображение является неповторимой способностью, присущей только человеку, и отличает его от других живых существ. Эта способность позволяет изменить окружающий мир и придать жизни большую насыщенность. Доказательством этого может послужить пример из художественной литературы, где герои обладают богатым воображением.

Например, в рассказе К.Г. Паустовского о музыкальной шкатулке герой находит прекрасную шкатулку, которая не может издавать звуки, но вызывает в нем множество ассоциаций и представлений о мастере, создавшем ее.

А в рассказе А.А. Платонова «Никита» главный герой благодаря воображению наделяет неодушевленные предметы свойствами живых, так как ему не хватает общения и он превращает реальность в выдумку.

Поэтому воображение является очень важным качеством для человека. Оно позволяет нам видеть вещи и события не только такими, какими они есть, но и какими бы они могли быть. Воображение помогает нам видеть мир в целом, а не только его части. Также оно помогает нам решать проблемы и находить новые, инновационные решения. Исследования показывают, что люди, которые обладают богатым воображением, часто более креативны и успешны в различных сферах жизни. Поэтому важно развивать свое воображение и не бояться использовать его в повседневной жизни.

Понравилось сочинение?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделиться
Сочинение на тему
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии